Паремии Великой Субботы

На службе Великой Субботы, на вечерни, которая служится в субботу утром перед литургией и соединяется с ней, читаются 15 паремий (ветхозаветных чтений)

1

 
Бытия чтение (книга Бытия, гл.1, ст.1-13)

В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны: и Дух Божий ношашеся верху воды. И рече Бог: да будет свет, и бысть свет …

2

 
Читается рассказ о первых трех днях творения: сотворении вселенной, света, воды и суши, растений.

Пророчества Исаина чтение (Исайя, гл. 60, ст. 1-16)

Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия. Се тьма покрыет землю, и мрак на языки, на тебе же явится Господь, и слава Его на тебе узрится. И пойдут царие светом твоим, и языцы светлостию твоею…

Пророчество о грядущей славе Господа, о том, как все концы вселенной поклонятся Ему, имене ради Господня Святаго, и за еже Святому Израилеву славну быти

3

 
Исхода чтение (Исход, гл. 12, ст. 1-11)

Рече Господь к Моисею и Аарону в земли Египетстей, глаголя: месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета. Рцы ко всему сонму сынов Израилевых, глаголя: в десятый месяца сего да возмет кийждо овча по домом отечеств, кийждо овча по дому…

4

 
Говорится об установлении Господом закона о праздновании Пасхи. Как известно, ветхозаветный пасхальный агнец был прообразом Христа. Во время совершения Пасхи, на Тайной Вечери, Господь установил таинство Причащения.

Пророчества Ионина чтение (Иона, гл. 1-4)

Бысть слово Господне ко Ионе сыну Амафиину

Читается книга пророка Ионы. Сам Господь называл трехдневное пребывание Ионы во чреве кита прообразом Своей смерти и воскресения: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.» (Матф., гл. 12, ст. 39-40)

5

 
Иисуса Навина чтение (Иисуса Навина, гл. 5, ст. 1-15)

Ополчишася сынове Израилевы в Галгалех, и сотвориша пасху в четвертыйнадесять день месяца от вечера, на западе, на поли Иерихонстем

6

 
Говорится, как в Пасху архангел явился Иисусу Навину со словами: «Изуй сапог с ногу твоею (сними обувь с ног твоих): место бо, на немже ты стоиши, свято есть.» После того, как Иисус Навин сделал это, архангел сказал ему, как чудесным образом войско Израиля сможет захватить Иерихон.

Исхода чтение (Исход, гл.13 ст. 20-22; гл.14: 1-32; гл. 15: 1-19)

Воздвигшеся сынове Израилевы от Сокхофа, ополчишася во Офоме при пустыни…

7

 
Говорится о переходе Израильского народа через Красное море, как посуху, и о потоплении войска фараона. Заканчивается чтение песней, которую запел весь народ вслед за Моисеем и его сестрой Мариам, с припевом, который сейчас попеременно поют оба хора в храме: Поим Господеви, Славно бо прославися.

Пророчества Софониева чтение (Софр., гл.3: 8-15)

8

 
Тако глаголет Господь: потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство: зане суд Мой в сонмища языков еже прияти царей, еже излияти на ня гнев Мой весь, гнев ярости Моея: зане огнем рвения Моего поядена будет вся земля … Пророчество о будущем торжестве Христа.

Царств третиих чтение (3 Царств , гл 17: 8-23)

Бысть глагол Господень ко Илии, глаголя: востани, и иди в Сарепту Сидонскую

9

 
Читается, как вдова из Сарепты Сидонской накормила пророка Божия Илию последней горстью муки, которая затем не иссякала, пока не кончился голод. И как затеем Илия воскресил ее сына, и вдова воскликнула: се уразумех, яко человек Божий еси ты, и глагол Господень во устех твоих истинен.

Пророчества Исаиина чтение (гл. 61:10-11, 62:1-5)

Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя… Пророчество о будущем торжестве Христа.

10

 
Бытия чтение (гл. 22:1-18)

Бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама, и рече (сказал) ему: Аврааме, Аврааме. И рече: се аз (вот я). И рече: поими  (возьми) сына твоего возлюбленнаго, егоже возлюбил еси, Исаака, и иди на землю высоку, и вознеси его тамо во всесожжение, на едину от гор, ихже ти реку  (на одной из гор, на которой Я тебе скажу)Описывается, как Авраам готов был принести сына своего Исаака в жертву ради Господа, и Господь благословил Авраама и обещал:

11

 
и благословятся о семени твоем вси языцы земнии (благословятся в потомстве твоем все народы земли)

Пророчества Исаиина чтение (гл. 61:1-9)

Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение: нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущия: дати плачущим Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущим, украшение славы вместо духа уныния: и нарекутся родове правды, насаждение Господне в славу.

12

 
Пророчество Исайи о Христе, которое сам Христос прочитал о себе в Назаретской синагоге, начиная свое земное служение.

Царств четвертых чтение (4 Царств, гл. 4:8-37)

Бысть во един день, и прейде Елиссей в Соман, и ту жена велия, и удержа его снести хлеба…

Рассказ о воскресении прор. Елисеем сына женщины.

13

 
Пророчества Исаиина чтение (гл. 63:11-19, 64:1-5)

Тако глаголет Господь: где возведый *от земли пастыря овец своих? Где есть вложивый в них Духа Святаго? Возведшая десницею Моисеа, мышца славы Его раздели воду пред Лицем Его, сотворити Ему имя вечно… Пророчество Исайи о Христе

14

 
Пророчества Иеремиина чтение (31:31-34)

Тако глаголет Господь: се дние грядут, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцом их в день, воньже емшу Ми за руку их, извести я от земли Египетския: яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголет Господь….

15

 
Пророчества Даниилова чтение (3:1-88)

В лето осмонадесятое Навуходоносор царь сотвори тело злато, высота его лактей шестидесяти, и широта его лактей шести: и постави е на поли Деире, во стране Вавилонстей.

Рассказывается о том, как Вавилонский царь Навуходоносор сотворил идола и требовал, чтобы все поклонились ему. Тех же, кто не поклонится идолу, грозили живьем бросить в горящую печь. Еврейские отроки Анания, Азария и Мисаил даже под страхом смерти не согласились поклоняться ложному богу. Когда их бросили в печь, ангел господень сохранил их там невредимыми, так что они ходили в пламени и пели. Заканчивается чтение песней, которую пели отроки. Припев ее попеременно поют оба хора:

Господа пойте и превозносите во вся веки.

         Благословите, вся дела Господня,

Господа пойте и превозносите Его во веки.

         Благословите, Ангели Господни,

Господа пойте и превозносите Его во веки

         Благословите, небеса,

Господа пойте и превозносите Его во веки…