Литургия Преждеосвященных Даров

В дни Великого поста в храме совершается необычная служба, которой не бывает ни в какой другой период года - литургия Преждеосвященных Даров. В нашем храме такая служба совершалась в память 40 мучеников Севастийских (22 марта) и ожидается в память Марии Египетской (четверг 5й недели поста, 14 апреля).

Что это такое? Почему она совершается только в этот период? Почему, хотя и имеет сходство с обычной литургией, так сильно от нее отличается?

Надо сказать, что главное ограничение поста - не в ограничении пищи и развлечений. Оно - в ограничении на совершение Евхаристии. Литургия может совершаться в эти дни, за исключением суббот и воскресений, только на Благовещение. Христиане, оставившие нам церковные каноны, остро чувствовали, что литургия - всегда торжество, и оно не должно омрачаться печалью поста; с другой стороны, не должно оно и отвлекать нас от покаянного плача и скорби о грехах, которые уместны в пост.

Но оставаться без Причащения пять дней было немыслимо. Поэтому в течение недели причащались запасными Дарами. Именно это и происходит на литургии Преждеосвященных даров. На ней не совершается таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Верующие причащаются Дарами, сохраненными с полной литургии, которая была отслужена в предыдущее воскресенье.

Согласно уставу, литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться во второй половине дня, в третьем часу. Установлено это было потому, что для людей, не так изнеженных благами, как сейчас, считалось нормальным в дни поста есть лишь раз в день, после захода солнца. Именно такой порядок поста указан в уставе. Поэтому и Причащение не должно было нарушать дневного строгого поста, и совершалось лишь после вечерни.

Так что литургия Преждеосвященных даров - это фактически вечерня, на которой совершается Причащение освященными заранее дарами.

Сейчас не многие держат такой строгий пост, поэтому, из снисхождения к нашей немощи, служба переместилась на более раннее время. Однако ее строй сохранился и объединяет фактически богослужение двух дней. Итак, совершаются:

Час 3-й и час 6-й. В это же время их совершают и в непостные дни. Только часы сейчас читаются великопостные, более продолжительные, с чтением кафизм (псалтири), пением тропарей и молитвой св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…»; на 6-м часе читается пророчество Исайи. Кроме того, перед часами может служиться утреня и 1-й час, если их не было накануне вечером, как это бывает  и перед полной (обычной) литургией.

Далее в обычные дни служится литургия. Сейчас же читаются:

Час 9-й (который иначе читался бы вечером, уже после литургии) и

 Изобразительны. Это то, что как бы заменяет («изображает») полную литургию. Например, чин изобразительных совершают, если нет священника, чтобы служить литургию, а также тогда, когда (как сейчас) литургию служить не положено. Поются заповеди блаженств, читаются несколько молитв. Произносится молитва св. Ефрема Сирина и отпуст. И только после этого начинается вечерня, причем относящаяся уже к следующему дню.

После пения «Свете тихий» читаются две паремии: всегда из книги Бытия и из Притчей Соломоновых. Между ними - важный момент: царские врата открываются и священник, после слов «Премудрость, прости», благословляет верующих свечой и кадилом и возглашает «Свет христов просвещает всех». В это время молящиеся должны поклониться до земли.

Вообще, существенная особенность литургии Преждеосвященной по сравнению с полной - в том, что Тело и Кровь Господа присутствуют в храме в течение всей службы. Поэтому на ней во многих местах положено совершать земные поклоны. Совершенно неуместно сидеть, даже во время чтения кафизмы.

После второй паремии поется трио «Да исправится молитва моя… Жертва вечерняя» (помним, что по уставу должен был бы быть уже вечер) - великий прокимен. Во время пения молящиеся встают на колени.

Далее - ектении, как на обычной литургии, после этого - великий вход. Но вместо «Иже херувимы…» хор поет «Ныне силы небесные  нами невидимо служат». Когда в это время священник безмолвно переносит Дары на алтарь, надо снова поклониться до земли. Ведь в чаше - не хлеб и вино (как на полной литургии), а  сами Тело и Кровь Господни! Об этом говорит и продолжение песнопения: «Се бо входит Царь Славы…»

Далее опускается все, что в обычной литургии связано с освящением Даров, поскольку Они уже освящены. Совершается только подготовка к причащению, собственно причащение и благодарение с отпустом.

Надо быть готовым к тому, что служба эта довольно длинная: даже если без утрени и 1-го часа, продолжается около 4 часов. Так ведь на то и пост… Кроме того, следует знать, что на Преждеосвященной литургии не причащают младенцев.

Материал подготовил прихожанин храма И.Оводов