Великий пост еще впереди, но церковная служба уже готовит нас к нему. За три недели до поста, начиная с «Недели о мытаре и фарисее» на Всенощной поется «Покаяния отверзи ми двери». Неделю спустя субботняя служба дополняется также псалмом «На реках Вавилонских».

Псалом 136 «На реках Вавилонских»

Последние три воскресения перед постом, в субботу, перед чтением Евангелия, мы слышим 136-й псалом «На реках Вавилонских». Этот псалом повествует о страданиях евреев в семидесятилетнем вавилонском плену и о их стремлении вернуться к разрушенному Иерусалиму.

Но вспоминается этот псалом, конечно, не ради исторического события Вавилонского пленения. Он изображает наше удаление от горнего Иерусалима, то состояние, в котором должна пребывать душа, если она попала в плен греховный. Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления. Он возбуждает мужество бежать из этого плена трудной дорогой поста, в конце которой нас зовет свет Пасхи, свет горнего Иерусалима:

1. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. 2. На вербиих посреде его обесихом органы нашя.

При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

Уведенные в плен евреи пользовались определенной свободой. Это позволяло им уходить на берега рек и там уединенно оплакивать свое бедствие.

Вавилон - это место, где Господь когда-то смешал речь тех, кто говорил: «построим себе город и башню высотой до небес». Если понимать псалом иносказательно, то Вавилон - это смешение мыслей, чувств и самого ума, порабощенного грехами.

Закон разрешал только в одном месте, в Иерусалиме, совершать богослужебное пение. На чужбине музыкальные инструменты оказались без употребления. Поработители же предлагали евреям спеть для их удовольствия или чтобы им посмеяться над святынями пленников:

3. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведши нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. 4.   Како воспоем песнь Господню на земле чуждей? 5.    Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. 6. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.

Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселья: "пропойте нам из песней Сионских". Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселья моего.

Заметим, насколько плен оказался полезен для иудеев! Если в Иерусалиме, в благополучии, они всячески преступали закон божий,  что и привело их к семидесятилетнему плену, то сейчас стали твердо его хранить. Они говорят: «… пусть иссохнет рука моя, чтобы мне более не чувствовать ее, если я забуду Иерусалим».

Эти заклятия должны относить к себе и мы, христиане: «пусть не смогу я ничего ни сделать (десница - символ действия), ни сказать, если главным для меня не будет Царство небесное (горний Иерусалим), если я не сделаю только его основой любой моей радости!»

По словам свт. Иоанна Златоуста, евреи, только потеряв Иерусалим, стали ценить его и стремиться к нему. Так и многие из нас поверят лишь тогда, когда окажутся вне горнего Иерусалима. Но у иудеев была надежда на возвращение, а нам, когда лишимся этого желанного города, уже невозможно будет вернуться. Поэтому надо так устроить проходящую жизнь, чтобы на Страшном суде не оказаться изгнанными «во тьму внешнюю»...

7. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия: истощайте, истощайте до основания его.

Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: "разрушайте, разрушайте до основания его".

Сыны Едомовы - народ идумеев (потомков Исава), родственники евреев, которые помогали вавилонянам разрушать Иерусалим.

8. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. 9. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень.

Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

Периодически приходится слышать недоумение, что Церковь воспевает такое проявление негуманности. Но многие ли из тех, кого смущают эти слова, никогда в жизни в состоянии страдания или обиды не желали никому смерти? Эти слова не значат, что евреи действительно так поступали. Это восклицание - выражение страстной точки по Родине и главному, что в ней было, храму Бога Живого. Так что не будем фарисейски осуждать людей, живших во времена Ветхого Завета. Лучше поучимся силе любви к Иерусалиму, которая вызвала этот надрывный крик!

Конечно, в буквальном значении эта мысль жестока и никак не приемлема для христианина. Но высшее, иносказательное значение этого места очень поучительно. Под Иерусалимом мы представляем благое в душе. Вавилон - нечестие и грех, который опустошил благочестие и добродетель и покорил себе душу.  Младенцы - нарождающиеся греховные мысли и стремления, которых надо уничтожать в зародыше, пока они не укрепились. Кто борется с ними и разбивает о камень при первом появлении, тот блажен.

Камень же сей, страшный для этих «младенцев» - Христос.

Литература: Евф. Зигабен. Толковая псалтырь.

 

«Покаяния отверзи ми двери»

Начиная с «Неделе о мытаре и фарисее» (за три недели до поста) на утрени мы слышим совершенно особенное песнопение, которое звучит только в подготовительный период и во время Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери». Это – первое из великопостных песнопений, «вторгающееся» в привычное последование воскресного богослужения. В субботу, после чтения Евангелия, песни «Воскресение Христово видевше»  и 50-го псалма, перед помазанием, в хор поет:

Открой мне двери покаяния, Жизнодавец! Ибо душа моя
с раннего утра  стремится ко храму святому Твоему, неся храм
телесный, весь оскверненный; но Ты, как щедрый, очисти его
по Твоей безмерной милости.

На пути спасения наставь меня, Богородица,
ибо я постыдными грехами осквернил душу и в лености
провел всю свою жизнь; но Ты Своими молитвами избавь меня
от всякой нечистоты.

Помышляя о множестве совершенных мною беззаконий,
я, несчастный, трепещу страшного дня суда; но,
 надеясь на Твою безмерную милость, как Давид,
взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

 
Подпись: Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
На спасения стези настави мя Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя Боже по велицей Твоей милости.

Теперь эта молитва будет петься на всех воскресных утренях, вплоть до 5-й Недели Святой Четыредесятницы.

Материал подготовил прихожанин храма И.Оводов