Всенощное Бдение. Вечерня.

         Под воскресные и праздничные дни совершается с вечера особая служба Богу, называемая всенощной, или всенощным бдением. Это богослужение называется так потому, что оно в древнее время начиналось с вечера и кончалось утром, так что вся праздничная ночь проводима была верующими в церкви за молитвою.

         Всенощная состоит из трех частей, или отделений: вечерни, утрени и первого часа. Ими начинается суточный круг богослужения, поскольку в Церкви, еще со времен Ветхого Завета, отсчет суток начинается с вечера, подобно дням Творения ("И был вечер, и было утро: день один", Быт. 1,5).

         Всенощное Бдение раскрывает перед нами великую, чудесную и трагическую, освященную промыслом Божим историю мироздания. В первой части, вечерне, вспоминается сотворение мира, грехопадение первых людей, раскаяние их и молитва о спасении, надежда на обетованного Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования. Вторая часть, утреня, изображает времена новозаветные.

         Суббота. Пять часов вечера… Отверзаются царские вратам. Богослужение  началось. Постараемся не слышать шарканья опоздавших, шепота тех, кто не успел поприветствовать друг друга и обменяться новостями до службы… Полная тишина, слышно только позвякивание кадила из алтаря. Мы мысленно присутствуем при самом начале творения. «Земля же была безвидна и пуста, … и Дух Божий носился над водою» (Быт.1,2).

         Но вот раздается возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Сотворенный мир прославляет Творца. «Придите, поклонимся Цареви нашему Богу…»

         В ответ на этот призыв хор от лица молящихся поет 103-й псалом: «Благослови, душе моя, Господа! Благословен еси Господи… Во исповедание и в велелепоту облеклся еси… Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся…». Пожалуй, ничего более нежного и трогательного нет во всей службе. Здесь - ни плача, ни скорби, ни покаяния. Люди еще не предпочли любви к Богу лесть сатаны, и чистым сердцем славят Бога. Священник вместе с дьяконом выходит из алтаря и совершает каждение всего храма. Это напоминает молящимся о том, когда Сам Бог ходил среди людей в раю, когда их постоянно озарял свет Боговедения, живила благодать Святого Духа. Открытые царские врата показывают, что человек был сотворен для пребывания в раю.

         Но вот люди, соблазненные дьяволом, нарушили волю Божию. Царские врата закрылись. Как плачущий Адам перед вратами Рая, мы стоим перед затворенными царскими вратами. Начинается долгий путь исправления падшего человечества, «седьмой день творения». Путь к Чаше Спасения, к которой священник завтра пригласит верных: «Со страхом Божиим и верою приступите!»

         Проклятая Богом ради Адама земля из уютной колыбели стала для людей суровой воспитательницей. И раздается вопль о спасении: «Господи, помилуй». Человек осознает, насколько зависит он от помощи Божьей. Начинается великая ектения.

         Дьякон (в нашем храме, за отсутствием дьяконов, священник) призывает к молитве о разных нуждах, первейшая из которых - «о свышнем мире (мире в душе) и спасении душ наших». Затем идут более житейские: о мире всего мира, о Церкви, стране, начальствующих, о «благорастворении воздухов» (благоприятной погоде), путешествующих, страдающих, плененных… На каждое из прошений хор от лица всех прихожан отзывается: «Господи, помилуй».

         Почему же, когда священник призывает к молитве о многих вещах, верующие отвечают только «Господи помилуй»? Потому, что искать у Господа помилования означает искать Его Царствия. А ищущим его Господь обещал и прочее: «наипаче (более всего) ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лук. 12,31).

         Эта краткая молитва удивительным образом сочетает в себе три вида молений: покаяние, прошение и славословие. Просьба о помиловании - это просьба осужденного, признавшего вину, когда единственной его надеждой остается великодушие судьи. Таким образом, в этом прошении  мы не только  просим о помиловании, но тем самым и исповедуем себя заслуженно осужденными (покаяние), и восхваляем милосердие Божье (славословие).

         После великой ектении поются избранные стихи первых трех псалмов: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» («блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми…»). Этот псалом изображает жизнь ветхозаветных праведников, которые среди бесчестия и безверия не теряли упования на Обетованного Христа Спасителя. Далее, после малой ектении, хор стихами из псалмов взывает: «Господи, воззвах к тебе, услыши мя… Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою…». («Господи, к тебе взываю, услышь меня… Пусть направится молитва моя, как дым кадильный, к Тебе…»). В это время диакон совершает каждение всего храма. Это каждение означает жертвы и воскурения фимиама, совершавшиеся в Ветхом Завете, а также и наши молитвы, возносимые к Богу.

         Два хора тем временем попеременно (антифонно) поют «стихиры на Господи воззвах». Эти стихиры относятся к изменяемой части службы: определяются тем, что отмечает Церковь в этот день. То, как составляется изменяемая часть службы - предмет отдельного разговора, мы к этой теме непременно вернемся. Пение стихир, повествующих о событиях Нового Завета, чередуется с чтением строк из ветхозаветных псалмов. Это свидетельствует о согласии Ветхого и Нового заветов. Последняя стихира - «богородичен», или «догматик», - песнь во славу Божией Матери. Она содержит догматическое учение Церкви о неискусомужном рождении Богочеловека Девой Марией, и о том, что в рожденном Господе неизменно, неслиянно и нераздельно соединены два естества: Божие и человеческое.

         Во время пения догматика совершается важнейшее священнодействие вечерни: вечерний вход. Он напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя и как он явился в мир. В начале пения открывают царские врата - в знак того, что пришествие в мир Спасителя открывает людям Царство Божие. Из алтаря северными дверями выходит свещеносец, следом - диакон с кадилом, а затем священник. Свет свечи символизирует Свет Христов, диакон - Иоанна Предтечу, священник - Христа. Священник идет «прост», с опущенными руками, как бы в уничижении.

         Поскольку здесь мы видим пришествие Христово как бы глазами ветхозаветных пророков (Иез. 44, 1,2), Церковь показывает его безмолвно, иносказательно.

         Диакон изображает кадильницей посреди царских врат крест, и священник вслед за диаконом входит в алтарь. Вот как Господь откроет людям путь в свое Царство! Еще не вбиты гвозди в руки Спасителя. Крест, начертанный на царских вратах, незрим. Но то, чему надлежит случиться, уже установлено Богом, предсказано пророками, и другого пути для спасения человечества нет.

         Возглас «Премудрость, прớсти» призывает верующих к особенному вниманию. «Прớсти» означает «стойте прямо, со вниманием». Таким возгласом отмечаются самые значимые места службы, требующие особого благоговения.

         Хор поет удивительной красоты гимн: «Свете тихий святыя славы  Безсмертного Отца,  Небеснаго, Святаго, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: тем же мир Тя славит. (Тихий свет святой славы Бессмертного Отца небесного, Иисусе Христе! Достигнув времени заката, видев свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святого Духа Бога. Ты, Сын Божий, дающий жизнь, достоин во все времена быть воспеваемым голосами преподобных. Потому мир Тебя прославляет.)

         Во время пения "Свете тихий" священник входит в алтарь, целует святой престол и становится на горнее место (за престолом), обратившись лицом к народу. Этим действием своим он изображает вознесение Иисуса Христа на небо и воцарение Его во всей славе над миром. Поэтому певчие вслед за этим поют: «Господь воцарися в лепоту облечеся». Стих этот взят из псалмов царя Давида и называется прокимном; он поется всегда под воскресенье. В другие дни недели поются иные прокимны, также взятые из псалмов Давидовых.

         Далее следуют сугубая и просительная ектении, между ними - общая молитва «Сподоби, Господи». Поются стихиры на стиховне - песнопения, положенные на этот день по Уставу.

         Вечерня подходит к концу. Мы приближаемся к завершению ветхозаветного периода истории, исполнению пророчеств. Звучат слова Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…». И вслед за этим Церковь прославляет Богородицу: «Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу».

         Первая часть всенощного бдения оканчивается словами священника: «благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь».

         Настает «последнее время», время Нового Завета. Этому будет посвящена вторая часть Всенощной - утреня.

         В значительные праздники Всенощная может быть более полной. Тогда, кроме упомянутого, читают паремии (отрывки из Ветхого Завета) и служат литию с благословением хлебов.

 

Краткий чин Великой вечерни в составе Всенощного бдения:

Пение «Благослови, душе моя, Господа» (предначинательный псалом)

Великая ектения

Пение 1-й кафизмы, «Господи, воззвах», стихир, догматика

Вход с кадилом

Пение «Свете тихий»

Прокимен («Господь воцарися» или другой по уставу)

Паремии (под значительные праздники)

Ектения сугубая

Общее пение «Сподоби, Господи»

Ектения просительная

Лития (под значительные праздники)

Пение стихир на стиховне

«Ныне отпущаеши»

Тропари («Богородице, дево, радуйся»)

Благословение хлебов (если была лития)

Пение «Благословлю господа…» (Псалом 33)

Отпуст: «Благословение Господне на вас…»