Всенощное бдение. Утреня

Мы возвращаемся к пояснению богослужения Всенощного бдения, которое начали в более ранних номерах «Лествицы», перед Великим постом.

После шестопсалмия диакон произносит великую ектению. Затем громко и радостно хор поет песнь о явлении Господа в мир: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя господне» (Бог - Господь и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа). Эта песня, которая чередуется со стихами, прославляющими Христа, звучит как ответ на покаяние, которое мы приносили вместе с чтецом в шестопсалмии: Бог явился нам, дает грешникам возможность спасения!

Затем поется тропарь, т.е. песня в честь события, которому Церковь посвящает сегодняшний день, и чтец читает кафизмы (псалтырь). Вся книга Псалтырь разделена на 20 кафизм, которые читаются последовательно. На утрени читается по 2 кафизмы. Кафизма означает «сидение», т.к. во время их чтения в храме разрешается сидеть (надо ли говорить, что в другое время при богослужении сидеть нельзя).

По окончании кафизм и начинается самая торжественная и радостная часть богослужения: полиелей (что можно перевести с греческого и как «много масла», т.е. освещения, и как «много милости»). В храме зажигается весь свет, открываются царские врата, хор хвалебно поет: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа!» Священник выходит из алтаря, и совершает каждение всего храма. Впереди него идет диакон со свечей.

Свет в храме зажигают и при солнечном свете, не для освещения, но чтобы видимым светом показать Свет, о котором сказано в Псалтыри: светильник ногам моим закон Твой и свет путям моим (Пс. 118, 105), по словам блаженного Иеронима (IV в.).

В субботу, т.е. под воскресный день, во время каждения оба хора поют тропари в честь Воскресения Христова с припевами: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.» В них рассказывается, как ангел явился женам-мироносицам и возвестил им о воскресении Христа. Затем священник и все служащие с ним вместе с прихожанами молятся в середине храма под пение хором торжественных антифонов («степенных»), после чего звучит прокимен и священник читает Евангелие.

Прокимен означает «предшествующий». Это характерный элемент богослужения, предваряющий места, требующие особого внимания. В частности, прокимен предваряет чтение Апостола и Евангелия. Строится прокимен так:

Чтец: провозглашает первый стих

Хор поет тот же стих

Чтец провозглашает другой стих

Хор опять поет первый стих

Чтец провозглашает начало первого стиха

Хор поет, завершая первый стих.

Отрывков Евангелия («зачал»), читаемых на воскресном богослужении, всего 11, по числу оставшихся верными апостолов. Все они говорят о воскресении Христа. Поэтому после окончания евангельского чтения все прихожане дружно поют «воскресную песнь по Евангелии»: «Воскресение Христово видевши поклонимся святому Господу Иисусу…».

Вскоре после этого начинается чтение канонов. Чтение канонов, наряду с чтением Евангелия - центральная, наиболее существенная часть богослужения утрени. Именно в них полнее всего раскрывается, чему посвящает Церковь сегодняшнее богослужение. Ведь каждый день в году - особенный, и если не улавливать, не переживать это отличие, богослужения покажутся однообразными и скучными. Иногда батюшки, если есть такая возможность, читают каноны сами. Очень грустно, что многие, соблазняясь некоторой сутолокой в храме, которая возникает при помазании (одновременно с началом канона священник начинает помазание прихожан освященным елеем), воспринимают каноны как чуть ли не самую неважную часть службы. Они не только считают это время наиболее подходящим, чтобы обойти и поприветствовать всех знакомых прихожан, но и обсудить накопившиеся за неделю новости и вопросы. В результате не только сами остаются без плода, но и у других этот плод отнимают. Ведь большинству из нас, чтобы воспринять со слуха незнакомый текст на церковно-славянском, требуются большая сосредоточенность и тишина.

(Продолжение следует)

составил. И.Оводов